Благодаря развитию интернета и сетевых технологий дистанционное обучение прочно вошло в нашу жизнь. Для интерактивного обучения нет ограничений: можно учиться в любом возрасте, в любом удалении от школы, при любом состоянии здоровья. Уже сейчас можно не только обучаться отдельным предметам с помощью дистанционного обучения, но и полностью получить российское образование с 1 по 11 класс.
При дистанционном обучении, то есть обучении на расстоянии, учитель и ученик взаимодействуют друг с другом посредством интернет-технологий. Таким образом можно заниматься с детьми-инвалидами или часто болеющими, проводить обучение по заочной или экстернатной форме. Удаленное обучение подходит и для работы с одаренными детьми, для занятий с целью повторения, для проведения различных исследовательских работ.
С помощью современных компьютерных средств учитель проводит уроки, обеспечивает контроль за обучением, а также предоставляет ученику дополнительные учебные материалы, ссылки на образовательные ресурсы с разнообразными обучающими программами, видеоматериалами и т.д. Учащиеся практически в любое время могут связаться с преподавателем по возникающим вопросам, сдачи работ, прохождения тестирования, то есть дистанционное обучение дает новые возможности в обучении, так как процесс обучения становится более индивидуальным.
У преподавателя имеется возможность предоставлять учебный материал в самых разнообразных формах:
- в формате видео-лекций, вебинаров и конференций, где ученик может задать сразу же вопрос по теме,
- с помощью компьютерных обучающих программ,
- учебных аудио и видеоматериалов,
- разнообразных графических программ,
- интерактивных моделей различных процессов и систем,
- электронных учебных пособий и справочников,
- виртуальных лабораторных и практические работ,
- методических пособий с упражнениями и примерами решения типовых задач;
- анимированных роликов,
- компьютерных систем тестирования,
- различных образовательных ресурсов.
Рассылка заданий и связь между учителем и учеником осуществляется также в дистанционном режиме с помощью электронной почты, скайпа и подобных программ.
Контроль за усвоением учебного материала и коррекция обучения осуществляется с помощью системы тестов и контрольных вопросов. Тестирование находит в наше время все большее применение, ведь результаты становятся известны практически сразу после его завершения.
С применением компьютерных технологий у учителя появилась возможность еще оперативнее обновлять учебные пособия, к тому же мультимедийные элементы электронных пособий способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала.
Благодаря дистанционному обучению мотивированные учащиеся могут получать задания повышенного уровня в дополнение к основному учебному материалу и по мере выполнения задавать вопросы преподавателю в режиме on-line, для остальных учащихся учитель имеет возможность создавать увлекательные задания в виде кроссвордов, ребусов и прочее.
Однако при написании электронных учебных пособий, важно помнить об оформлении кадров, которые будут показываться на экране монитора. Для лучшего восприятия материала задания должны быть оформлены в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к текстовым документам: текст легко читаем, отформатирован, разбит на абзацы, основные тезисы выделены жирным шрифтом; графики, видео и рисунки размещены по центру страницы. Можно создавать интерактивные задания с ссылками между различными частями материала, что позволит облегчить усвоение урока. При необходимости, к заданию можно дать дополнительные ссылки на учебный материал в сети интернет.
С помощью современных информационных технологий у преподавателя появились неограниченные возможности для создания учебного материала и размещения его во всемирной сети. Дистанционное обучение дает возможность повышения самостоятельной познавательной деятельности ученика, ведь в современном мире, важно не столько получение знаний, сколько умение самостоятельно их приобретать и применять на практике.
13 января 2014 года
Е.Н.Петракова
Нормативные документы
Федеральный закон от 28.02.2012 N 11-ФЗ “О внесении изменений в закон Российской Федерации “Об образовании” в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий” (принят ГД ФС РФ 14.02.2012) – прочитать
Проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации “Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ” – прочитать (в формате .pdf)