Итоги работы начальной школы за 2013-2014 учебный год

 

В соответствии с  национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Городской целевой программой «Столичное образование-5», Государственной программой развития системы образования города Москвы на период 2012-2016 гг. основными задачами стали конструирование образовательной среды школы, стимулирование и поддержка инициатив педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров, направленных на формирование комплекса ключевых компетентностей выпускника начальной школы и повышения качества образования в целом.

Выполняя социальный заказ родителей, педагогический коллектив школы в соответствие с Программой развития решал задачи обеспечения качественного, доступного образования и социализации личности каждого обучающегося в рамках заданной и развивающейся образовательной среды.

 

В 2013-2014 учебном году были поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечить условия реализации для каждого гражданина равных возможностей получения качественного образования, формирующего необходимую основу для полноценного развития личности.
  2. Создать необходимые условия для повышения качества образования и воспитания.
  3. Создать условия для поддержки  и развития одаренных детей.
  4. Совершенствовать методическую работу в целях обучения и демонстрации опыта в воспитании и развитии качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества.
  5. Совершенствовать образовательный процесс, учитывая индивидуальные особенности  и интересы обучающихся на основе толерантности и уважения многонационального состава российского общества.
  6. Расширить систему мониторинга качества обучения.
  7. Совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья и безопасности обучающихся.
  8. Формировать потребность у каждого учителя в повседневном самоанализе результатов своего труда, оценивать качество преподавания через его результативность.

 

В связи с поставленным задачами приоритетными направлениями учебно-воспитательной работы стали:

- внедрение ФГОС второго поколения в начальной школе;

- внедрение современных технологий в учебно-воспитательный процесс;

- усиление роли методических объединений учителей-предметников в организации учебно-воспитательного процесса.

 

В школе ведется работа по обновлению содержания начального образования посредством введения ФГОС второго поколения по УМК «Школа России».

В начальных классах в 2013-14 учебном году обучалось 195 учеников, все они успешно закончили учебный год и переведены в следующий класс.

Успеваемость за год.

Класс

Начало года

Выбыло

Прибыло

На конец года

Успеваемость

«5»

«4-5»

с одной «3»

1-А

25

1

24

1-Б

21

3

1

19

2-А

25

1

1

25

1

17

1

2-Б

22

3

1

20

3

2

1

3-А

28

28

1

9

1

3-Б

26

2

2

26

3

9

3

4-А

26

1

1

26

5

12

1

4-Б

28

1

27

1

7

4

 

Одним из главных условий успешности начального образования является обеспечение соответствующей современным требованием образовательной среды ОУ. Для разработки эффективной модели процесса становления и развития образовательной среды начальной школы, ориентированной на решение проблем стратегии и реализации компетентностного подхода в организации обучения на основе образовательного Стандарта нового поколения в 2013-2014 учебном году первые  – третьи классы  обучались в соответствии со ФГОС второго поколения.

В начале года проводилась диагностика Московского центра качества образования (МЦКО) «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе» в 1х классах, в конце учебного года – комплексная диагностика МЦКО в 1-3 классах по теме «Мониторинг достижения планируемых результатов в начальной школе».

Учащиеся 4-х классов приняли участие в процедуре независимого тестирования Московского центра качества образования:

Класс

Учитель

Предмет

Количество учащихся

Оценка «5»

«4»

«3»

«2»

4-А

Бацюн Ю.А.

Математика

24

2

7

9

6

4-А

Бацюн Ю.А.

Литературное чтение

23

3

5

10

5

4-Б

Учакина Л.И.

Литературное чтение

23

1

9

9

4

 

Уровень подготовки учащихся, сформированность ключевых образовательных компетенций зависит от внедрения в практику преподавания новых педагогических технологий, способствующих вовлечению каждого учащегося в активный познавательный процесс.

В 2011 году создана основная образовательная программа (ООП), в основу которой легла Программа формирования универсальных учебных действий, позволяющая установить  ценностные ориентиры начального образования; определить состав и характеристику универсальных учебных действий; выявить в содержании предметной линии УМК «Школа России», которую планируется использовать по 2014-15 учебный год, универсальные учебные действия и определить условия их формирования  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Педагогический коллектив начальных классов состоит из 13 педагогических работников.

Из них высшее образование имеют 11 учителей, среднее специальное – 2.

5 учителей имеют высшую квалификационную категорию,  4 – первую квалификационную категорию.

1 учитель имеет звание «Отличник образования»,

1 учитель награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ».

Школа создает все необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения качественного, доступного образования детям, проживающим в районе Кузьминки. В учебном плане учтены гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки. Расписание строится с учетом умственной работоспособности учащихся. Продолжительность урока 45 минут, большие перемены по 20 минут. Обучение проходит в режиме 5-ти дневной недели. Длительность занятий для 1 класса в первом полугодии 35 минут. В 1 классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки.

Основная научно-методическая тема, над которой работал  коллектив учителей начальных классов в 2013-2014 учебном году «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС-2)».

Приоритетная цель деятельности МО:

Совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС – 2 путем внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

 

Задачи деятельности МО:

  • Внедрение в практику учителей современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей учащихся, УУД (универсальных учебных действий).
  • Обновление содержания и технологий начального образования.
  • Выстраивание индивидуальной схемы развития учащихся начальных классов на основе планируемых результатов освоения образовательных программ.
  • Формирование творческой продуктивности и саморазвития педагогов.
  • Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
  • Совершенствование формы работы с одаренными детьми.
  • Осуществление психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся.

Для решения этих задач было составлено планирование и велась работа на заседаниях МО и в межсекционный период. Учителями были выбраны и разрабатывались темы по самообразованию, которые помогали решить поставленные задачи.

Отчёты всех учителей по работе над темами самообразования были заслушаны на заседаниях МО начальных классов:

  1. Ковешникова С.А., Рыжковская Е.Б. «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».
  2. Бацюн Ю.А., Учакина Л.И. «Использование современных педагогических технологий в процессе обучения».
  3. Белякова И.В., Причипий Л.Н. «Нестандартные формы работы на уроке. Организация и проведение интегрированного урока в начальной школе».
  4. Илюшина Н.В., Панова И.И. «Формирование у младших школьников УУД во внеурочной деятельности».

Учителя начальных классов продолжали работу над повышением своего педагогического мастерства и уровнем преподавания. Бацюн Ю.А. и Учакина Л.И. прошли  курсы повышения квалификации по новым ФГОС, в следующем учебном году они будут работать в первых классах.

Все учителя посетили семинары:

 

Название мероприятия

Школа, округ, город

Уровень участия

«Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее»

Первый Межрегиональный образовательный Форум

участник

«Культурология воспитания: как современная культура меняет воспитательные практики»

Второй Международный Новиковский симпозиум

участник

 

Успешно прошли аттестацию: на первую квалификационную категорию – Бацюн Ю.А., на высшую квалификационную категорию – Панова И.И. и Илюшина Н.В.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Достичь этого помогают современные педагогические технологии.

 

Название

Как часто/кол-во уроков

результативность

Технология интегрированного урока

еженедельно

Повышение качества обученности, предупреждение неуспеваемости

Технология дифференцированного подхода в обучении

еженедельно

Повышение качества обученности, предупреждение неуспеваемости

Технология личностно  - ориентированного обучения

еженедельно

Повышение качества обученности, предупреждение неуспеваемости

Технология активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся:

игровые приемы

еженедельно

Повышение качества обученности, предупреждение неуспеваемости развитие самостоятельности обучающихся

Зоровьесберегающие технологии

еженедельно

Повышение качества обученности, предупреждение неуспеваемости

Информационно-коммуникационные технологии

еженедельно

Повышение качества обученности, предупреждение неуспеваемости , повысить у обучающихся интерес к предмету

Систему инновационной оценки «портфолио»

еженедельно

Повышение качества обученности

 

Учителями начальных классов были проведены открытые уроки.

  1. 14 января открытый урок в школьном музее «Русская национальная традиция». Тема: «Старый Новый год, или Васильев день» (Белякова И.В.)
  2. 28 февраля открытый урок в школьном музее. Тема: «Широкая масленица» (Белякова И.В.)
  3. 1 марта  урок информатики «Интерактивная открытка» (Бацюн Ю.А.)
  4. 1 марта  урок технологии «Чудо-бумага» (Бацюн Ю.А.)
  5. 1 марта  урок информатики «Интерактивная открытка» (Бацюн Ю.А.)
  6. 1 марта  урок технологии «Умелые ручки» (Учакина Л.И.)
  7. 1 марта  урок литературного чтения  «Творчество М.Цветаевой» (Учакина Л.И.)
  8. 21 апреля открытый урок в школьном музее «Русская национальная традиция». Тема: «Пасха» (Белякова И.В.)

 

В своей работе учителя постоянно использовали следующие сайты и интернет-ресурсы:

- http://www.proshkolu.ru

- http://school-collection.edu.ru/

- http://www.openclass.ru

- http://900igr.net/

- http://www.solnet.ee/

- http://www.zavuch.info/

- http://mcko.ru/

- http://nachalka.seminfo.ru/

- другие

 

Учителя начальной школы еженедельно вели работу с сильными учащимися: создавали карточки с дополнительными заданиями, работали в информационном пространстве, решали с учащимися  олимпиадные задания, задачи на развитие логического мышления.

Учащиеся начальной школы участвовали в школьных, городских, районных, областных конкурсах, мероприятиях, посвященных различным праздничным датам и событиям.

Работы, опубликованные учителями в 2013-14 уч. году.

 

Название публикации

Вид работы

Дата

Ресурс

Учитель

Праздник «Масленица» сценарий март ПроШколу интернет-портал  http://www.proshkolu.ru/user/iriskabelka/ Белякова И.В.
Урок-концерт в школьном музее «Русская национальная традиция» «Масленица» сценарий март ПроШколу интернет-портал  http://www.proshkolu.ru/user/iriskabelka/ Белякова И.В.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая сценарий апрель ПроШколу интернет-портал  http://www.proshkolu.ru/user/iriskabelka/ Белякова И.В.

 

Все учителя начальных классов обладают компьютерной грамотностью, регулярно при подготовке к урокам и на уроках применяют интернет, ведут дистанционное обучение.

Адрес персонального сайта

Адрес личной страницы на педагогических порталах

Адрес обучающей страницы в социальных сетях

Личный сайт учителя Беляковой И.В.

http://belyakova-irina.ucoz.ru/

Белякова И.В.

ПроШколу интернет-портал  http://www.proshkolu.ru/user/iriskabelka/

Белякова И.В.

Размещение созданных видеофильмов http://www.youtube.com/user/iriskabelka/videos

Белякова И.В., Панова И.И., Илюшина Н.В., Ковешникова С.А. – ведение информационного пространства http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=2274

 

Участие детей в олимпиадах и конкурсах:

- Международный математический конкурс-игра «Кенгуру-2014» – 64 ученика 2-4-х классов;

- Межпредметный конкурс-игра «Зимние интеллектуальные игры» -  87 учащихся 1-4-х классов;

- Московская олимпиада школьников по изобразительному искусству –  6 (участие в окружном туре) учащихся 2-4-х классов

- Учащиеся 2-х классов участвовали в дистанционных олимпиадах по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению;

- Конкурс компьютерного рисунка, посвященный Дню конституции Российской Федерации – Трофимов Сергей 1А  и Камокин Эдуард 4 получили Дипломы участников.

 

Кроме того учащиеся начальной школы  приняли активное участие во всех школьных конкурсах и мероприятиях.

- Олимпиада по ИЗО

- Конкурсы газет: «День учителя», «50-летие школы», «Страны мира», «Новый год»

- Конкурс фотографий «Мои путешествия»

- Общероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» (участники со 2 по 4 классы).

- Конкурс стихов и рисунков «Детство – маленькая страна»

- Зимние интеллектуальные игры

- Новогодняя сказка

- Викторина «История Олимпийских игра»

- Конкурс рисунка «Сочи 2014»

- Конкурс «Читаем русскую классику»

- Конкурс «С Мурзилкой интересно жить! С Мурзилкой весело дружить»

- Конкурс «А ну-ка, парни!»

- День открытых дверей

- Концерт, посвященный 8 марта.

- Шахматно-шашечный турнир

- Праздник «Прощание с Азбукой»

- Математический конкурс «Кенгуру»

- Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню космонавтики

- Фольклорный праздник «Во поле береза стояла»

- Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы

- Выпускной в начальной школе

- Спортивные мероприятия «Веселые старты», Лонгмоб «Сочи 2014».

 

В этом году ученики начальных классов выезжали на следующие экскурсии:

- Палеонтологический музей

- Фабрика елочной игрушки

- В гости к Хаски

- Эврика-парк «Мы – сыщики»

- Оружейная палата

- Планетарий

- Этномир

- Фабрика мороженного

 

Важную роль в формировании ключевых компетенций сегодня играет умение обращаться с персональным компьютером, что делает возможным индивидуальную адаптацию учащихся в учебном процессе, активизацию познавательной, поисковой, проектной и исследовательской деятельности. С введением новых ФГОС всем учащимся 1-3 классов предоставлена возможность обучения работы с персональным компьютером.

Взаимосвязь и интеграция содержания основного и дополнительного образования позволяет решать проблему обновления содержания образования, обеспечивать условия для конструктивной творческой образовательной деятельности учащихся и развития личностных качеств, требующихся от выпускника школы XXI века.

Учащиеся начальных классов активно вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность. Во всех классах начальной школы ведется работа по созданию папки личных достижений учащихся – «Портфолио ученика».