Рабочая программа по физике 11 класс

Рабочая программа по физике 11 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы Г. Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: физика 10 – 11 классы / Н.Н. Тулькибаева, АЭ Пушкарев. – М:. Просвещение. 2006). Программа рассчитана на базовый уровень из расчета двух часов в неделю. Включены элементы астрономии. Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом полного общего образования по физике и предназначена для работы по учебнику физики для 11класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. Материал полностью соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, рекомендованному Министерством образования РФ.
Курс физики 11 класса рассчитан на 68 часов, запланированы 4 контрольные работы и 7 лабораторных работ.

Программа включает следующие разделы: цели изучения физики, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование.

 

Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

Физика и методы научного познания

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов*. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

 

Электродинамика

Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Переменный электрический ток. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;

для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

 

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

 

Наблюдение и описание небесных тел

Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

 
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:

  1. Учебник Физика 11. Б.Б. Буховцев, Г.Я. Мякишев. Раздел «Астрономия» В.М.Чаругин. М: Просвещение, 2014 год.
  2. Задачник 10-11 классы. А.П. Рымкевич. М: Дрофа, 2006 год.
  3. Электронное приложение к учебнику Физика 11, Г.Я. Мякишев и др.

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

№ урока

п/п/по теме

Дата

Тема урока

Содержание урока

Домашнее задание

Основы электродинамики ( продолжение 10 ч)

Магнитное поле (5 ч)

1/1

Магнитное поле.  Вектор магнитной индукции. Магнитное поле. Магнитная индукция. Силовые линии магнитного поля.

§ 1, 2

2/2

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Правило левой руки. Решение задач.

§ 3-5

3/3

Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца. Решение задач.

§ 6

4/4

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.» Формирование  экспериментальных умений.

Стр. 24-25, Упр. 1 (3-4).

5/5

Магнитные свойства вещества. Гипотеза Ампера о молекулярных токах.

§ 7 Краткие итоги главы 1

Электромагнитная индукция (5 ч)

6/6

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Индукционный ток. Магнитный поток.

§ 8, 9

7/7

Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

§ 10, 11

8/8

 Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции». Формирование экспериментальных умений.

Упр. 2 (1,2,3)

9/9

Самоиндукция. Индуктивность. Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции.

§ 15, Р. 933,934

10/10

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.Контрольная работа № 1 (25 минут) по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». Смысл физических величин: энергия магнитного поля, электромагнитное поле. Контроль  знаний.

§ 16,17, Упр. 2 (5-7)

Колебания и волны (14 ч)

11/1

Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний. Математический маятник.

§ 18-20

 

12/2

Гармонические колебания. Период, частота, фаза колебаний. Уравнение колебаний. Превращение энергии в колебательном процессе.

§ 21-24 Упр. 3 (1-3)

 

13/3

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитные колебания, свободные и вынужденные колебания в электромагнитном контуре. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

§ 27-28

14/4

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Характеристики электромагнитных колебаний.

§ 29 Упр. 4 (1)

15/5

Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Решение задач.

§ 30 Упр. 4 (2, 3)

16/6

Переменный электрический ток. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы тока для переменного тока.Действующие значения силы тока и напряжения.

§ 31 Упр. 4 (4)

17/7

Виды сопротивлений в цепи переменного тока. Активное, емкостное и индуктивное сопротивления. Мощность в цепи переменного тока.

§ 32-34 Упр. 4 (6)

18/8

Трансформаторы. Устройство и принцип действия трансформатора.

§ 38 Упр. 5 (5, 6)

19/9

Генерирование электрической энергии. Производство и использование электрической энергии. Генераторы переменного тока. Типы электростанций, передача электроэнергии.

§ 37, 39-41

20/10

Механические волны. Свойства волн и основные характеристики. Распространение механических волн. Длина волны. Звуковые волны.

§ 42-44 Упр. 6 (3, 5)

21/11

Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодействия. Возникновение и распространение электромагнитного поля.

§ 48,49,54 упр. 7 (1,3)

22/12

Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция, простейший радиоприемник. Распространение радиоволн.

§ 51-53

23/13

Повторение и обобщение по теме «Колебания и волны». Повторение и обобщение. Подготовка к контрольной работе.

Задачи для подготовки к к/р

24/14

Контрольная работа № 2 по теме «Колебания и волны». Контроль знаний.

§ 55-56, 58

Оптика  Световые волны (12 ч)

25/1

Электромагнитная природа света. Развитие представлений о природе света. Скорость света.

§ 59

26/2

Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале.

§ 60 Упр. 8 (1-6)

27/3

Закон преломления света. Относительный показатель преломления. Полное внутреннее отражение.

§ 61, 62 Упр. 8 (9-11)

28/4

Лабораторная работа № 3 «Измерение показателя преломления стекла.» Формирование практических умений и навыков.

§ 60, 61 повторить

Упр. 8 (1-4)

29/5

Линзы. Построение изображения в тонкой линзе. Линзы. Оптическая сила линзы.  Построение изображения в тонкой линзе.

§ 63-64 Упр. 9 (1, 4)

30/6

Лабораторная работа № 4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» Формирование практических умений и навыков.

Задания на сайте

31/7

Дисперсия света. Явление дисперсии света. Спектроскоп.

§ 66

32/8

Интерференция света. Дифракция световых волн. Дифракционная решетка. Поляризация света. Сложение волн, интерференция, условия минимума и максимума

§ 68, 71, 72 Упр. 10 (1)

33/9

Лабораторная работа № 5 «Измерение длины световой волны». Формирование практических умений и навыков.

§ 69, 74

34/10

Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн. Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн.

§ 80,84-86

35/11

Повторение и обобщение по теме«Световые волны». Повторение и обобщение знаний об электромагнитных волнах.

Задание в тетради

36/12

Контрольная работа № 3 «Световые волны». Контроль знаний по теме.

Итоги главы

Элементы теории относительности (3 ч)

37/1

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Принципы относительности, постулаты СТО, относительность одновременности, времени, расстояния.

§ 75,76

38/2

Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. Релятивистский импульс, формула Эйнштейна.

§ 78,79

39/3

Связь между массой и энергией. Решение задач.

§ 80

Квантовая физика (15 ч)

Световые кванты (3 ч)

40/1

Фотоэффект. Явление  фотоэффекта. Законы фотоэффекта. Уравнение  Эйнштейна для фотоэффекта.

§ 87, 88

41/2

Фотоны. Применение фотоэффекта. Энергия и импульс фотона. Применение фотоэффекта. Решение задач.

§ 89, 90 Упр. 12 (3, 4)

42/3

Давление света. Химическое действие света. Давление света. Химическое действие света. Корпускулярно-волновой  дуализм.

§ 91, 92

Атомная физика и физика атомного ядра ( 12 ч)

43/4

Строение атома. Опыты Резерфорда. Модель Томпсона, Резерфорда

§ 93

44/5

Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Постулаты Бора, модель атома водорода, поглощение света. Свойства лазерного излучения.

§ 94, 95

45/6

Спектры. Лабораторная работа № 6 «Наблюдение линейчатых спектров» Линейчатые спектры.

§ 81-83

46/7

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

§ 97

47/8

Лабораторная работа № 7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» Формирование практических умений и навыков.

Задание в тетради

48/9

Радиоактивность. Открытие радиоактивности, виды и свойства излучений.

§ 98-101 Упр. 14 (1)

49/10

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Ядерные силы, модель ядра.

§ 102-104 Упр. 14 (4, 6)

50/11

Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерной реакции.

§ 105, 106 Упр. 14 (5)

51/12

Деление ядер урана.Цепные ядерные реакции. Схема деления ядер урана.

§ 107, 108

52/13

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. Энергия термоядерной реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

§ 109-113

53/14

Повторение и обобщение по теме «Атомная физика и физика атомного ядра». Повторение и обобщение. Подготовка к контрольной работе.

Задание в тетради

54/15

Контрольная работа №4 «Атомная физика и физика атомного ядра». Контроль знаний.

Итоги главы.

Элементы развития Вселенной (7 ч)

55/1

Строение Солнечной системы. Солнечная система.

§ 116-117, 119

56/2

Система «Земля-Луна» Луна – единственный путник Земли.

§ 118

57/3

Общие сведения о Солнце. Солнце – звезда.

§ 120

58/4

Звезды и источники их энергий. Источник энергии и внутреннее строение Солнца

§ 121

59/5

Физическая природа звезд. Звезды и источники их энергии

§ 122, 123

60/6

 

Наша галактика. Галактика

§ 124, 125

61/7

Происхождение и эволюция галактик и звезд. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной

§ 126

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (1 ч)

62/1

Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция. Семинар.

§ 114, 127

Повторение (6 ч)

63/1

Кинематика. Траектория, С.О, путь, перемещение, векторы. Уравнения и графики равномерного и равноускоренного движения.

По записи

64/2

Динамика. Законы Ньютона.  Закон Всемирного тяготения; силы тяжести, упругости, трения.

По записи

65/3

Основы МКТ. Газовые законы. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Изопроцессы.

По записи

66/4

Термодинамика. Процессы передачи тепла. Расчет количества теплоты.Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели

По записи

67/5

Электростатика. Электрический заряд, закон Кулона.Электрическое поле. Конденсаторы.

По записи

68/6

Законы постоянного тока Законы Ома. Соединения проводников.

По записи