Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика»7-9 классы, 2004 год.
По данной программе на изучение курса физики в объеме обязательного минимума содержания основного общего образования требуется три учебных года при двух уроках в неделю в каждом классе. Содержание курса, включая демонстрационные опыты и фронтальные лабораторные работы, полностью соответствуют Примерной программе основного общего образования.
При планировании материала учитывались, как внутри предметные связи, так и межпредметные, а также связь с жизнью. Сложность каждого изучаемых вопросов и разбираемых задач соответствует способностям и возможностям учащихся 8А и 8Б классов 2014- 2015 учебного года.
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
1. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Лукашик В.И., издательство: “Просвещение” 2008г.
3. Электронное приложение к учебнику Физика 8, В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев, издательство: “Просвещение”.
Форма промежуточной и итоговой аттестации – контрольные работы – 6
Количество лабораторных работ – 10.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п / по теме |
Дата |
Тема урока |
Содержание урока |
Требования к уровню подготовки |
Домашнее задание |
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (25 часов] |
|||||
1/1 |
Тепловое движение.Температура.
|
Тепловое движение.Температура.
|
Знать понятия:тепловое движение,
температура. |
§1, вопросы | |
2/2 |
Внутренняя энергия. | Внутренняя энергия. | Знать понятия:внутренняя энергия. | §2, вопросы | |
3/3 |
Способы изменениявнутренней энергии. | Способы изменениявнутренней энергии. | Знать способы изменениявнутренней энергии.
Уметь приводить примеры. |
§3, вопросы | |
4/4 |
Теплопроводность. | Теплопроводность. | Знать и уметь объяснять понятие «теплопроводность». | §4, вопросы, упр. 1 | |
5/5 |
Конвекция. | Конвекция. | Знать и уметь объяснять понятие «конвекция». | §5, вопросы, упр. 2 | |
6/6 |
Излучение. | Излучение. | Знать и уметь объяснять понятие: «излучение». | § 6, вопросы, упр. 3.§ 1 стр. 178. | |
7/7 |
Количество теплоты.Единицы количества теплоты. | Количество теплоты.Единицы количества теплоты. | Знать определение «количество теплоты», единицы измерения. | §7, вопросы | |
8/8 |
Удельная теплоемкость. | Удельная теплоемкость. | Знать определение теплоемкости, физический смысл.Уметь работать с таблицей. | §8, вопросы, упр. 4 (1, 2) | |
9/9 |
Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Знать формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь определять количество теплоты на практике. | Повторить §8,9 | |
10/10 |
Лабораторная работа №2 «Измерениеудельной теплоемкости твердого тела». | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Уметь применять формулу для расчета удельной теплоемкости твердых тел на практике. | Повторить §8,9 | |
11/11 |
Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. | Решение задач. | Знать формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь ее использовать при решении задач. | § 2 стр. 180, задачи по записи. | |
12/12 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Знать понятия: энергия топлива, удельная теплота сгорания. Уметь работать с таблицей. | §10, вопросы. Упр. 3 (1,2). | |
13/13 |
Закон сохранения ипревращения энергии в механических и тепловых процессах. | Закон сохранения ипревращения энергии в механических и тепловых процессах. Решение задач. | Знать закон сохранения ипревращения энергии в механических и тепловых процессах. Уметь приводить примеры и решать задачи. | §11, вопросы, задачи по записи.
|
|
14/14 |
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления». | Контроль знаний. | Уметь решать задачи качественные и количественные задачи. | § 9, 10 повторить. | |
15/15 |
Агрегатные состояниявещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | Агрегатные состояниявещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. | Знать понятия:агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Уметь читать график плавления и отвердевания. | § 12-14, вопросы. Упр. 7 (1, 3-5). | |
16/16 |
Удельная теплотаПлавления. | Удельная теплотаплавления. Формула для расчета количества теплоты при плавлении. | Знать понятие: удельная теплота плавления и формулу для расчета количества теплоты при плавлении.Уметь работать с таблицей. | § 15, вопросы. Упр. 8 (1-4). | |
17/17 |
Расчет количества теплоты при плавлении и кристаллизации. | Решение задач: нагревание и плавление, охлаждение и кристаллизация. | Уметь: решать задачи по теме на расчет количества теплоты при нагревании и плавлении кристаллических тел, строить и объяснять графики. | § 3 стр.182.Упр. 8 (5). | |
18/18 |
Испарение и конденсация. | Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | Знать понятия«испарение» и «конденсация», уметь объяснять процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделения ее при конденсации пара. | §16, 17, вопросы. Упр. 9 | |
19/19 |
Кипение. Удельнаятеплота парообразования и конденсации. | Кипение. Удельнаятеплота парообразования и конденсации. | Знать понятие «кипение».Объяснять процесс парообразования и конденсации | § 18, 20, вопросы. Упр. 10 (2-4). | |
20/20 |
Расчет количества теплоты при кипении и конденсации. | Решение задач: нагревание и плавление, охлаждение и кристаллизация. | Уметь: решать задачи по теме на расчет количества теплоты при нагревании и плавлении кристаллических тел, строить и объяснять графики. | § 16-18, 20 повторить. Упр. 10 (5-6). | |
21/21 |
Влажность воздуха. | Влажность воздуха.Способы определения
влажности воздуха. |
Знать понятие «влажностьвоздуха».
Уметь применять психрометр и гигрометр. |
§ 19, вопросы. | |
22/22 |
Работа газа и парапри расширении.
Двигатель внутреннего сгорания. |
Работа газа и парапри расширении.
Двигатель внутреннего сгорания |
Знать устройство и принципдействия двигателя внутреннего сгорания. | § 21, 22, вопросы. | |
23/23 |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | Знать устройство и принцип действия паровой турбины. | § 23, 24, вопросы. | |
24/24 |
Повторение и обобщение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | Повторение и обобщение. Разбор вопросов и задач. Подготовка к контрольной работе. | Уметь пользоваться справочником и решать задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | Задачи по записи. | |
25/25 |
Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | Проверка знаний. | Уметь пользоваться справочником и решать задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | ||
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (27 часов) |
|||||
26/1 |
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.Два рода зарядов. | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.Два рода зарядов. | Знать понятие «электризация тел», «электрический заряд». Уметь объяснять взаимодействие заряженных тел. | §25-26, вопросы. | |
27/2 |
Электроскоп. Проводники и диэлектрики. | Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда. | Знать принцип действия и назначение электроскопа. Уметь находить в периодической системе элементов Менделеева проводники и диэлектрики. | §27, вопросы | |
28/3 |
Электрическое поле. | Электрическое поле. | Знать понятие «электрическое поле», его графическое изображение. | §28, 29, вопросы | |
29/4 |
Строение атомов. | Строение атомов. Закон сохранения электрических зарядов. Объяснение электрических явлений. | Знать закон сохранения электрического заряда, строение атомов. Уметь объяснять процесс электризации и передачи электрического заряда; пользоваться таблицей Менделеева. | §30, 31, вопросы.Упр. 11. | |
30/5 |
Повторение и обобщение по теме «Электрические заряды». | Разбор вопросов и задач. | Знать понятие «электризация тел», «электрический заряд». Уметь объяснять процесс электризации и передачи электрического заряда; пользоваться таблицей Менделеева. | §25-31, повторить .Упр. 12. | |
31/6 |
Электрический ток.Источники электрического тока. | Электрический ток.Источники электрического тока. | Знать:- понятия: электрический ток,
источники электрического тока, условия возникновения электрического тока. |
§32, вопросы. | |
32/7 |
Электрическая цепь иее составные части. | Электрическая цепь иее составные части. | Знать понятие «электрическаяцепь», уметь чертить электрические схемы. | §33, вопросы.Упр. 13. | |
33/8 |
Электрический ток вметаллах. Действие электрического тока. Направление тока. | Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока. Действия электрического тока. | Понимать смысл «электрическийток в металлах».
Уметь объяснить действие электрического тока и его направление. |
§34-36, вопросы. | |
34/9 |
Сила тока. Единицы силы тока. | Сила тока.Единицы силы тока. | Знать понятие «сила тока», обозначение физической величины, единицы измерения. | §37, вопросы.Упр. 14 (1, 2). | |
35/10 |
Лабораторная работа № 3«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Знать устройство амперметра, обозначение его в электрических цепях; уметь собирать электрические цепи и измерять силу тока. | §37, вопросы.Упр. 14 (1, 2). | |
36/11 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Знать понятие напряжения,единицы его измерения, обозначение физической величины, устройство вольтметра, обозначение его в электрических цепях.
Уметь работать с вольтметром. |
§39-41, вопросы.Упр. 16. | |
37/12 |
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | Знать понятие сопротивления,обозначение физической величины, единицы измерения, обозначение его в электрических цепях. | §42, 43, вопросы.Упр. 18. | |
38/13 |
Закон Ома для участка цепи. | Зависимость силытока от напряжения.
Закон Ома для участка цепи. |
Знать формулировку законаОма для участка цепи, его
физический смысл. Уметь использовать Закон Ома для решения задач. |
§44, вопросы.Упр. 19 (1, 2, 4). | |
39/14 |
Расчет сопротивленияпроводников. Удельное сопротивление. | Расчет сопротивленияпроводников. Удельное сопротивление. | Уметь производить расчетсопротивления проводников, используя формулу закона Ома, находить удельное сопротивление по таблицам. | §45, 46 вопросы.Упр. 20 (2,3). | |
40/15 |
Реостаты. Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом». | Реостаты. Регулирование силы тока реостатом. Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Знать устройство и принципдействия реостата, обозначение его в электрических цепях. Уметь применять реостат для регулирования силы тока. | §47, вопросы.Упр. 21 (1,3-4). | |
41/16 |
Лабораторная работа№ 6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Умение измерять и находитьпо показаниям приборов значение физических величин, входящих в формулу закона Ома. | Упр. 19 (3,6).§ 4 стр. 183. | |
42/17 |
Последовательноесоединение проводников. | Последовательноесоединение проводников. | Уметь чертить схемы и рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление цепи при последовательном соединении проводников. | §48, вопросы.Упр. 22 (1,2). | |
43/18 |
Параллельное соединение проводников. | Параллельное соединение проводников. | Уметь чертить схемы и рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление цепи при параллельном соединении проводников | §49, вопросы.Упр. 23 (1,2). | |
44/19 |
Повторение. Решение задач. | Закон Ома (соединение проводников). | Уметь решать задачи с применением закона Ома, читать и чертить графики. | §44, 48, 49, повторить.Задачи по записи. | |
45/20 |
Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа № 3 по теме «Электрический ток. Соединение проводников». | Работа электрического тока.Контроль знаний. | Уметь объяснять работу электрического тока. Знать формулы по теме. | §50, вопросы.Упр. 24 (1,2). | |
46/21 |
Мощность электрического тока. | Мощность электрического тока. Решение задач. | Знать понятия: мощность электрического тока, обозначение физической величины, единицы измерения | §51, вопросы.Упр. 25 (1, 2, 4). | |
47/22 |
Лабораторная работа№ 7 «Измерение
мощности и работы тока в электрической лампе». |
Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Уметь снимать показанияприборов и вычислять работу
и мощность. |
§ 50, 51 повторить.Упр. 24 (3),
упр. 25 (3). |
|
48/23 |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | Закон Джоуля-Ленца. Решение задач. | Знать и объяснять физический смысл закона Джоуля-Ленца | §53, вопросы.Упр. 27 (1,2). | |
49/24 |
Лампа накаливания.Электрические
нагревательные приборы. |
Лампа накаливания.Электрические
нагревательные приборы. Решение задач. |
Знать устройство и объяснятьработу электрических приборов. | §54, вопросы.Задание в тетради. | |
50/25 |
Короткое замыкание.Предохранители. | Короткое замыкание.Предохранители. | Знать принцип нагреванияпроводников электрическим током, закон Джоуля-Ленца. Уметь применять закон Джоуля-Ленца при решении задач и на практике. | §55, вопросы.Задание в тетради. | |
51/26 |
Повторение материала темы «Электрические явления». | Повторение. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | Знать понятия темы. Уметьрешать задачи «Электрические явления». | § 44, 50, 51 повторить.Задачи по записи. | |
52/27 |
Контрольная работа № 4 по теме «Электрические явления». | Контроль знаний. | Уметь решать задачи по теме «Электрические явления». | ||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 часов) |
|||||
53/1 |
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Знать понятие «магнитноеполе» и его физический смысл.
Объяснять графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий. |
§56, 57, вопросы. | |
54/2 |
Магнитное поле катушки стоком. Электромагниты. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | Магнитное поле катушки стоком. Электромагниты. Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Знать и понимать, как характеристики магнитного поля зависят от силы тока в проводнике и формы проводника. Уметь объяснять устройство и принцип действия электромагнита. | §58, вопросы.Упр. 28, задание 9 (1). | |
55/3 |
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | Знать понятие магнитного поля и его роли в возникновении и развитии жизни на Земле. Уметь объяснять взаимодействие постоянных магнитов, наличие магнитного поля Земли и его влияние. | §59, 60, вопросы.Упр. 27 (1,2). | |
56/4 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | Знать устройство и принцип действия электрического двигателя. Уметь объяснить действие магнитного поля на проводник с током. | §61, вопросы.Задание 11 (2). | |
57/5 |
Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». | Изучение электрического двигателя постоянного тока. Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Знать устройство и принцип действия электрического двигателя. | §61, повторить.Задание 11 (1). | |
58/6 |
Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременная контрольная работа № 5 по теме «Электромагнитные явления». | Устройство электроизмерительных приборов. Контроль знаний. | Знать устройство электроизмерительных приборов. Уметь объяснить их работу. | § 56-60, повторить. | |
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов) |
|||||
59/1 |
Источники света. Распространение света. | Источники света. Распространение света. | Знать понятия: источники света. Уметь объяснить прямолинейное распространение света. | §62, вопросы.Упр. 29 | |
60/2 |
Отражение света. Законы отражения света. | Отражение света. Законы отражения света. | Знать законы отражения света и уметь их применять. | §63, вопросы.Упр. 30 (1-3). | |
61/3 |
Плоское зеркало. | Плоское зеркало. | Знать понятие «плоское зеркало». Уметь чертить изображение в плоском зеркале. | §64, вопросы.Упр. 31 (1, 3, 4). | |
62/4 |
Преломление света. | Преломление света. | Знать законы преломления света и уметь их применять. | §65, вопросы.Упр. 32 (1 – 4). | |
63/5 |
Линзы. Оптическая сила линзы. | Линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. | Знать, что такое линзы. Давать определение и изображать их | §66, вопросы.Упр. 33 | |
64/6 |
Решение задач. | Построение изображений в линзах. | Уметь строить изображения, даваемые линзой. | §67, вопросы.Упр. 34. | |
65/7 |
Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы». | Получение изображения при помощи линзы. Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Приобретение навыков при работе с оборудованием. Построение изображений с помощью линз. | § 5 стр. 185.Задание в тетради. | |
66/8 |
Повторение материала темы «Световые явления». | Разбор вопросов и задач. Подготовка к контрольной работе. | Уметь решать задачи по теме «Световые явления». | Задачи и вопросы по записи. | |
67/9 |
Контрольная работа № 6 по теме «Световые явления». | Контроль знаний. | Уметь решать задачи по теме «Световые явления». | § 6, 7 стр. 185-188 | |
68/10 |
Итоговый урок. | Разбор контрольной работы. Обобщение по темам курса 8 класса. | Знать понятия и формулы, устройство и принцип действия приборов, изученных в 8 классе и уметь применять их на практике. |