Рабочая программа по физике 8 класс

programma_fizika 8-image

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика»7-9 классы, 2004 год.

По данной программе на изучение курса физики в объеме обязательного минимума содержания основного общего образования требуется три учебных года при двух уроках в неделю в каждом классе. Содержание курса, включая демонстрационные опыты и фронтальные лабораторные работы, полностью соответствуют Примерной программе основного общего образования.

При планировании материала учитывались, как внутри предметные связи, так и межпредметные, а также связь с жизнью. Сложность каждого изучаемых вопросов и разбираемых задач соответствует способностям и возможностям учащихся 8А и 8Б классов 2014- 2015 учебного года.

 

        Учебно-методическая литература для учителя и учащихся

1. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: Дрофа, 2009.

2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Лукашик В.И., издательство: “Просвещение” 2008г.

3. Электронное приложение к учебнику Физика 8, В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев, издательство: “Просвещение”.

 

Форма промежуточной и итоговой аттестации – контрольные работы – 6

Количество лабораторных работ – 10.

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

/  по теме

Дата

Тема урока

Содержание урока

Требования

к уровню подготовки

Домаш­нее

зада­ние

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (25 часов]

1/1

Тепловое движение.Температура.

 

Тепловое    движение.Температура.

 

Знать понятия:тепловое    движение,

темпе­ратура.

§1, вопро­сы

2/2

Внутренняя энергия.  Внутренняя энергия.  Знать понятия:внутренняя энергия. §2, вопро­сы

3/3

Способы изменениявнутренней энергии. Способы     изменениявнутренней энергии. Знать    способы    изменениявнутренней энергии.

Уметь приводить примеры.

§3, вопро­сы

4/4

Теплопроводность. Теплопроводность. Знать и уметь объяснять понятие «теплопроводность». §4, вопро­сы, упр. 1

5/5

Конвекция. Конвекция. Знать и уметь объяснять понятие «конвекция». §5, вопро­сы, упр. 2

6/6

Излучение. Излучение. Знать и уметь объяснять понятие: «излучение». § 6, вопро­сы, упр. 3.§ 1 стр. 178.

7/7

Количество теплоты.Единицы количества теплоты. Количество теплоты.Единицы    количества теплоты. Знать определение «количество теплоты»,   единицы   из­мерения. §7, вопро­сы 

8/8

Удельная теплоемкость. Удельная теплоемкость. Знать определение теплоемкости, физический смысл.Уметь работать с таблицей. §8, вопро­сы, упр. 4 (1, 2) 

9/9

Лабораторная работа №1 «Сравнение коли­честв теплоты при смешивании воды разной температуры». Выполнение лабораторной работы по инструкции. Знать формулу для расчета количества теплоты,  необходимого для  на­гревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь определять количество теплоты на практике. Повторить §8,9 

10/10

Лабораторная работа №2 «Измерениеудельной теплоемко­сти твердого тела». Выполнение лабораторной работы по инструкции. Уметь применять формулу для расчета удельной теплоемкости твердых тел на практике. Повторить §8,9 

11/11

Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Решение задач. Знать формулу для расчета количества теплоты,  необходимого для  на­гревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь ее использовать при решении задач. § 2 стр. 180,  задачи по записи. 

12/12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Знать понятия: энергия    топлива,    удельная теплота сгорания. Уметь работать с таблицей. §10, вопросы. Упр. 3 (1,2). 

13/13

Закон сохранения ипревращения энергии в механических и тепловых процессах. Закон   сохранения   ипревращения энергии в механических и тепловых процессах. Решение задач. Знать   закон   сохранения    ипревращения энергии в механических и тепловых процессах. Уметь приводить примеры и решать задачи. §11, вопросы, задачи по записи. 

 

14/14

Контрольная работа №1 по теме «Тепло­вые явления». Контроль знаний. Уметь решать задачи качественные и количественные задачи. § 9, 10 повторить.

15/15

Агрегатные состояниявещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Агрегатные состояниявещества. Плавление и   отвердевание   кристаллических тел. График  плавления   и отвердевания. Знать понятия:агрегатные  состояния   вещества. Плавление и отвердева­ние кристаллических тел. Уметь читать график плавления и отверде­вания. § 12-14, вопросы. Упр. 7 (1, 3-5).

16/16

Удельная теплотаПлавления. Удельная  теплотаплавления. Формула для расчета количества теплоты при плавлении. Знать понятие: удельная теплота плавления и формулу для расчета количества теплоты при плавлении.Уметь работать с таблицей. § 15, вопросы. Упр. 8 (1-4).

17/17

Расчет количества теплоты при плавлении и кристаллизации. Решение задач: нагревание и плавление, охлаждение и кристаллизация. Уметь: решать задачи по теме на расчет количества теплоты при нагревании и плавлении кристаллических тел, строить и объяснять графики. § 3 стр.182.Упр. 8 (5).

18/18

Испарение и кон­денсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при  конденсации пара. Знать понятия«испарение» и «конденсация», уметь объяснять процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделения   ее   при   конденсации пара. §16, 17, вопросы. Упр. 9 

19/19

Кипение. Удельнаятеплота парообразования и конденсации. Кипение.  Удельнаятеплота    парообразования и конденсации. Знать понятие «кипение».Объяснять процесс парообразования и конденсации § 18, 20, вопросы. Упр. 10 (2-4).

20/20

Расчет количества теплоты при кипении и конденсации. Решение задач: нагревание и плавление, охлаждение и кристаллизация. Уметь: решать задачи по теме на расчет количества теплоты при нагревании и плавлении кристаллических тел, строить и объяснять графики. § 16-18, 20 повторить. Упр. 10 (5-6).

21/21

Влажность воздуха.  Влажность     воздуха.Способы определения

влажности воздуха.

Знать    понятие    «влажностьвоздуха».

Уметь применять психромет­р и гигрометр.

§ 19, вопросы.

22/22

Работа газа и парапри расширении.

Двигатель внутренне­го сгорания.

Работа   газа   и   парапри расширении.

Двигатель внутренне­го сгорания

Знать устройство  и  принципдействия двигателя внутреннего сгорания. § 21, 22, вопросы.

23/23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Знать устройство и принцип действия паровой турбины. § 23, 24, вопросы.

24/24

Повторение и обобщение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Повторение и обобщение. Разбор вопросов и задач. Подготовка к контрольной работе. Уметь пользоваться справочником и решать задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Задачи по записи.

25/25

Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Проверка знаний. Уметь пользоваться справочником и решать задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (27 часов)

26/1

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.Два рода зарядов. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие     заряженных    тел.Два рода зарядов. Знать понятие «электризация тел», «электрический заряд». Уметь объяснять     взаимодействие заряженных тел. §25-26, вопросы.

27/2

Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Электроскоп. Провод­ники и диэлектрики. Делимость электрического заряда. Знать   принцип   действия   и назначение        электроскопа. Уметь находить в периодической системе элементов Менделеева   проводники   и   ди­электрики. §27, вопросы

28/3

Электрическое поле. Электрическое поле. Знать понятие «электрическое поле», его графическое изображение. §28, 29, вопросы

29/4

Строение атомов. Строение атомов. Закон сохранения электрических зарядов.  Объяснение электрических явлений. Знать закон сохранения электрического  заряда,  строение атомов. Уметь объяснять процесс электризации и передачи электрического заряда; пользоваться таблицей Менделеева. §30, 31, вопросы.Упр. 11.

30/5

Повторение и обобщение по теме «Электрические заряды». Разбор вопросов и задач. Знать понятие «электризация тел», «электрический заряд». Уметь объяснять процесс электризации и передачи электрического заряда; пользоваться таблицей Менделеева. §25-31, повторить .Упр. 12.

31/6

Электрический ток.Источники электрического тока. Электрический ток.Источники электрического тока. Знать:- понятия:  электрический ток,

источники электрического тока,

условия возникновения электрического тока.

§32, вопросы. 

32/7

Электрическая цепь иее составные части. Электрическая цепь иее составные части. Знать понятие «электрическаяцепь», уметь чертить электрические схемы. §33, вопросы.Упр. 13.

33/8

Электрический ток вметаллах. Действие электрического тока. Направление тока. Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока. Действия электрического тока. Понимать смысл «электрическийток в металлах».

Уметь объяснить действие электрического тока и его направление.

§34-36, вопросы. 

34/9

Сила тока. Единицы силы тока. Сила тока.Единицы силы тока. Знать  понятие   «сила  тока», обозначение  физической   величины, единицы измерения. §37, вопросы.Упр. 14 (1, 2).

35/10

Лабораторная работа № 3«Сборка электрической цепи и измере­ние силы тока в её различных участках». Выполнение лабораторной работы по инструкции. Знать  устройство  амперметра, обозначение его в электрических цепях; уметь собирать электрические цепи и измерять силу тока. §37, вопросы.Упр. 14 (1, 2).

36/11

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Выполнение лабораторной работы по инструкции. Знать   понятие   напряжения,единицы его измерения, обозначение физической величины,   устройство   вольтметра, обозначение его в электрических цепях.

Уметь  работать  с  вольтметром.

§39-41, вопросы.Упр. 16.

37/12

Электрическое  сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление     проводников.   Единицы   сопро­тивления. Знать понятие сопротивления,обозначение  физической   величины, единицы измерения, обозначение его в электрических цепях. §42, 43, вопросы.Упр. 18.

38/13

Закон Ома для участ­ка цепи. Зависимость       силытока   от   напряжения.

Закон Ома для участ­ка цепи.

Знать    формулировку    законаОма  для  участка   цепи,   его

физический смысл. Уметь использовать Закон Ома для решения задач.

§44, вопросы.Упр. 19 (1, 2, 4).

39/14

Расчет сопротивленияпроводников. Удельное сопротив­ление. Расчет сопротивленияпроводников. Удельное сопротив­ление. Уметь    производить    расчетсопротивления    проводников, используя    формулу    закона Ома,  находить удельное со­противление по таблицам. §45, 46 вопросы.Упр. 20 (2,3).

40/15

Реостаты. Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом». Реостаты.    Регулирование силы тока рео­статом. Выполнение лабораторной работы по инструкции. Знать устройство и  принципдействия реостата, обозначе­ние его в электрических цепях. Уметь применять реостат для регулирования силы тока. §47, вопросы.Упр. 21 (1,3-4).

41/16

Лабораторная работа№ 6 «Определение сопротивления про­водника при помощи амперметра и вольтметра». Выполнение лабораторной работы по инструкции. Умение измерять и находитьпо показаниям приборов зна­чение   физических   величин, входящих в формулу закона Ома. Упр. 19 (3,6).§ 4 стр. 183.

42/17

Последовательноесоединение провод­ников. Последовательноесоединение провод­ников. Уметь чертить схемы и рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивле­ние цепи при последователь­ном соединении проводников. §48, вопросы.Упр. 22 (1,2).

43/18

Параллельное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Уметь чертить схемы и рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивле­ние цепи  при  параллельном соединении проводников §49, вопросы.Упр. 23 (1,2).

44/19

Повторение. Решение задач. Закон Ома (соединение проводников). Уметь решать задачи с применением закона Ома, читать и чертить графики.  §44, 48, 49, повторить.Задачи по записи.

45/20

Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа № 3 по   теме «Электрический ток. Соединение проводников». Работа электрического тока.Контроль знаний. Уметь объяснять работу электрического тока.  Знать фор­мулы по теме. §50, вопросы.Упр. 24 (1,2).

46/21

Мощность электриче­ского тока. Мощность  электриче­ского тока. Решение задач. Знать     понятия:     мощность электрического тока, обозна­чение физической величины, единицы измерения §51, вопросы.Упр. 25 (1, 2, 4).

47/22

Лабораторная работа№ 7 «Измерение

мощности и работы тока в электрической лампе».

Выполнение лабораторной работы по инструкции. Уметь     снимать     показанияприборов и вычислять работу

и мощность.

§ 50, 51 повторить.Упр. 24 (3),

упр. 25 (3).

48/23

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Закон Джоуля-Ленца. Решение задач. Знать   и   объяснять   физиче­ский   смысл   закона   Джоуля-Ленца §53, вопросы.Упр. 27 (1,2).

49/24

Лампа накаливания.Электрические

нагревательные

приборы.

Лампа накаливания.Электрические

нагревательные

приборы. Решение задач.

Знать устройство и объяснятьработу электрических приборов. §54, вопросы.Задание в тетради.

50/25

Короткое замыкание.Предохранители. Короткое замыкание.Предохранители. Знать    принцип    нагреванияпроводников     электрическим током, закон Джоуля-Ленца. Уметь применять закон Джоуля-Ленца при решении задач и на практике. §55, вопросы.Задание в тетради.

51/26

Повторение материала темы «Электриче­ские явления». Повторение. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. Знать   понятия  темы.  Уметьрешать задачи «Электрические явления». § 44, 50, 51 повторить.Задачи по записи.

52/27

Контрольная работа № 4 по теме «Электрические явления». Контроль знаний. Уметь решать задачи по теме «Электрические явления».

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 часов)

53/1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные ли­нии. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные ли­нии. Знать    понятие    «магнитноеполе»     и    его    физический смысл.

Объяснять графическое  изо­бражение    магнитного    поля прямого  тока   при     помощи магнитных силовых линий.

§56, 57, вопросы. 

54/2

Магнитное поле ка­тушки стоком. Электромагниты. Ла­бораторная работа № 8 «Сборка электро­магнита и испытание его действия». Магнитное поле ка­тушки стоком. Электромагниты. Выполнение лабораторной работы по инструкции. Знать и понимать, как характеристики магнитного поля  зависят от силы тока в проводнике и формы проводника. Уметь объяснять устройство и принцип действия электромагнита. §58, вопросы.Упр. 28, задание 9 (1).

55/3

Постоянные магниты. Магнитное поле   по­стоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Постоянные магниты. Магнитное поле   по­стоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Знать понятие магнитного по­ля и его роли в возникновении и развитии жизни на Земле. Уметь объяснять взаимодействие постоянных магнитов, наличие магнитного поля Земли и его влияние. §59, 60, вопросы.Упр. 27 (1,2).

56/4

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Действие   магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Знать   устройство и принцип действия электриче­ского двигателя.  Уметь объ­яснить   действие   магнитного поля на проводник с током. §61, вопросы.Задание 11 (2).

57/5

Лабораторная работа № 9 «Изучение элек­трического двигателя постоянного тока (на модели)». Изучение    электриче­ского   двигателя   по­стоянного    тока. Выполнение лабораторной работы по инструкции. Знать   устройство и принцип действия электриче­ского двигателя. §61, повторить.Задание 11 (1).

58/6

Устройство электроизмерительных приборов. Кратковре­менная контрольная работа № 5 по теме   «Электромагнитные явления». Устройство    электроизмерительных приборов. Контроль знаний. Знать устройство электроиз­мерительных приборов. Уметь объяснить их работу. § 56-60, повторить. 

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов)

59/1

Источники света. Распространение света. Источники света. Распространение света. Знать понятия: источники света. Уметь объяснить прямолинейное распространение света. §62, вопросы.Упр. 29

60/2

Отражение света. За­коны отражения света. Отражение света. За­коны отражения света. Знать законы отражения света и уметь их применять. §63, вопросы.Упр. 30 (1-3).

61/3

Плоское зеркало.  Плоское зеркало. Знать понятие «плоское зеркало». Уметь чертить изображение в плоском зеркале. §64, вопросы.Упр. 31 (1, 3, 4).

62/4

Преломление света. Преломление света. Знать законы преломления света и уметь их применять. §65, вопросы.Упр. 32 (1 – 4).

63/5

Линзы. Оптическая сила линзы. Линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Знать, что такое линзы. Да­вать определение и изобра­жать их §66, вопросы.Упр. 33

64/6

Решение задач. Построение изображений в линзах. Уметь строить изображения, даваемые линзой. §67, вопросы.Упр. 34.

65/7

Лабораторная работа №10 «Получение изображения при по­мощи линзы».  Получение изображе­ния при помощи лин­зы. Выполнение лабораторной работы по инструкции. Приобретение навыков при работе с оборудованием. Построение изображений с помощью линз. § 5 стр. 185.Задание в тетради.

66/8

Повторение материала темы «Световые явления».  Разбор вопросов и задач. Подготовка к контрольной работе. Уметь решать задачи по теме «Световые явления». Задачи и вопросы по записи.

67/9

Контрольная работа № 6 по теме «Световые явления». Контроль знаний. Уметь решать задачи по теме «Световые явления». § 6, 7 стр. 185-188

68/10

Итоговый урок. Разбор контрольной работы. Обобщение по темам курса 8 класса. Знать понятия и формулы, устройство и принцип действия приборов, изученных в 8 классе и уметь применять их на практике.